Психолог советует

Первое сентября — первый школьный звонок и начало учебного года. Этот день можно считать переломным в жизни каждого ребёнка — кто-то поднялся на «ступеньку выше» для усвоения школьной программы, а кто-то впервые перешагнёт порог школы...
Не секрет, что 1 сентября ещё и волнительный день, как для самих первоклашек, так и для их родителей. Очень важным моментом является адаптация ребёнка к новым условиям и социальному статусу «школьник».

«Школьная адаптация» — это умение ребёнка приспособиться к новому коллективу одноклассников, правилам и нормам поведения, взаимоотношениям в классе и с учителем. Период привыкания к новым условиям варьируется от 2-х недель до полугода и зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к обучению, типа учебного заведения и уровня сложности образовательной программы (конечно, личность учителя так же имеет весомое значение в этом процессе).
Чем мягче пройдёт адаптационный период, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Психологический настрой очень важен для первоклашек и родителям важно помочь ребёнку безболезненно пройти этот непростой жизненный период.

Практические рекомендации родителям первоклашек в период адаптации:

1. Создание мотивации учиться. От неё зависит, с каким желанием ребёнок будет идти в школу. Любые попытки первоклассника познать что-то новое, не зависимо от результата, родители должны приветствовать, уделять внимание и поддерживать.
2. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому ни в коем случае не следует сравнивать успехи своего маленького ученика с успехами других детей и приводить кого-то ему в пример. Лучше сравнивать его достижения «сегодня» с теми, какие были «вчера».
3. Объясните правила и нормы, которым нужно следовать в школе и помогите ребенку усвоить их важность. Поддерживайте своего первоклассника во всех трудностях, с которыми он встретится в школе, и дайте ему осознать, что каждый имеет право на ошибку. Ошибки на то и ошибки, чтоб их исправлять, а не сдаваться.
4. Переступив «порог» школы, у вашего маленького ученика появляется новый авторитет — учительница. Не ревнуйте и уважайте мнение ребёнка о ней. В его присутствии не допускайте никакой критики в адрес школы, программы обучения и учителя.
5. Пусть день первоклашки начинается с вашей улыбки и ласковых слов.
6. Не торопитесь и не подгоняйте чадо. Ваша задача — правильно рассчитать время.
7. Даже, если в школе предусмотрено питание, обязательно дайте ребёнку позавтракать. Полноценный завтрак — залог хорошего настроения и начала успешного дня.
8. Никогда не прощайтесь с ребёнком «предупреждая», «требуя»: «Веди хорошо и чтоб без замечаний!», «Смотри, чтоб без двоек, — иначе папа рассердится!» Лучше пожелайте ребёнку доброго дня.
9. После школы встречайте первоклашку с улыбкой и приветствием, навсегда забыв фразы: «Что сегодня получил?», «Как вёл себя?». Кроме страха и привычки лгать, подобные фразы ребёнку ничего не дают. Лучше заменить их на: «Как день прошёл? Что интересного узнал? С кем подружился? Кому помог?». Благодаря подобным вопросам, ребёнок чувствует вашу поддержку.
10. Если ребёнок поздно возвратился из школы или много времени уходит на прогулки, на звонки другу «по делу», не торопитесь его ругать... Ваш первоклассник активно устанавливает дружеские контакты, учится сотрудничать с другими детьми — ищет своё место в среде ровесников.
11. Если ребёнок не высказывает желания обсуждать пройденный день или огорчён, но молчит — не настаивайте и не устраивайте допрос. Пуст успокоится, «переварит» случившееся и позже сам поделится своими переживаниями и их причиной.
12. Сразу после учебного дня не следует торопить ребёнка садиться за «домашку». После обеда, дайте ему возможность часа два отдохнуть, чтоб восстановить силы. В любом случае с 14 до 16 часов работоспособность низкая.
13. Важно помочь ребёнку сформировать умение организовывать своё рабочее место, своевременно приступать к выполнению домашнего задания и поддерживать порядок.
14. Приступив к выполнению уроков, следите за сменой его деятельности. Концентрация внимания у ребёнка не превышает 15 — 20 минут. Это время на выполнение задания (или его части), затем следует сделать необходимый 15-и минутный отдых.
15. Во время выполнения домашнего задания не сидите над душой у маленького школьника, — дайте ему возможность заниматься самостоятельно. Не кричите, не критикуйте за «неправильно» написанный крючочек, не заставляйте по несколько раз переписывать, не приучайте ребёнка к совместному выполнению уроков. Привыкнув, ему не захочется их делать в одиночку. Поэтому желательно сразу обозначить границы вашей помощи, постепенно их уменьшая. Однако, если ему нужна ваша помощь, спокойно объясните «непонятки» и поддержите его: «Давай вместе разберёмся! Не волнуйся, у тебя всё получится!» Даже ожидая лучшего результата, не забывайте про похвалу.
16. При выполнении любого дела не позволяйте ребёнку останавливаться на средине. Важно сразу ориентировать его на выполнение любого задания от начала да конца. Это касается не только выполнения домашних уроков, но и при сборке ранца в школу, при уборке комнаты, помощи родителям и других заданий.
17. Не выспрашивайте у учителя, как ведёт на уроках ваш первоклашка. При возникновении педагогических проблем, она сама вам сообщит. Однако разговор ваш должен происходить без присутствия ребёнка.
18. Не смотря на занятость, старайтесь уделять ребёнку хотя бы полчаса времени, не отвлекаясь на другие дела. Заканчивайте день на позитивной ноте без выяснения отношений.
19. Выработайте в семье единую модель общения всех взрослых с ребёнком. «Дискуссию» по вопросу педагогической тактики, проводите без его присутствия. Если поведение ребёнка даёт вам повод для беспокойства, поговорите с психологом или учителем. Их профессиональные рекомендации помогут вам и ребёнку легче пережить непростой адаптационный период.
20. Важно учитывать, что в течение учебного года имеются критические периоды: повышается утомляемость, снижается работоспособность и уровень усвоения учебного материала. Для первоклассников — первые 3 — 6 недель, конец 2-й четверти, первая неделя после зимних каникул и средина 3-й четверти. В эти периоды будьте наиболее внимательны к состоянию ребёнка и не игнорируйте его жалобы на головную боль, усталость или недомогание.

Адаптация первоклассников сложный, но неизбежный период. Самым важным показателем того, что ребёнок полностью адаптировался к школьной среде, является его удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и учителем. Будьте рядом со своим маленьким учеником, поддерживайте его в начинании школьной жизни и тогда он полностью освоится в ней, найдёт новых друзей и будет радовать вас своими успехами!

© 2017 Дом творчества. Разработано Foamorea